Казанский собор|Памятники Кутузову и де Толли

Казанский собор  

 

Главным памятником отечественной войны является, конечно же, Казанский собор. Но, на самом деле, памятен он только двумя  событиями: торжественным молебном, после которого Кутузов отправился командовать русской армией, и перенесением праха полководца через год в собор. А вообще собор планировался как некое подражание собору Святого Петра в  Риме, а потом стал местом хранения иконы Казанской Божьей Матери. Также собор запоминается своим потрясающим серебреным иконостасом, серебро для которого было отбито донскими казаками у французов. 

Казанский собор - выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX века и занимает чрезвычайно важное место в городском ансамбле Петербурга.  

Возникновение в Петербурге храма во имя Казанской Богоматери восходит к началу XVIII века, когда Петр I повелел перевезти из Москвы в новую столицу икону Казанской Божьей Матери. В 1733-1737 годах архитектор М. Г. Земцов построил близ Екатерининского канала небольшую каменную Казанскую церковь, которая на протяжении XVIII века служила местом торжественных государственных церемоний, здесь проходили венчания царствующих особ. В день переворота 28 июня 1762 года архиепископ Дмитрий Сеченов провозгласил в Казанском соборе Екатерину II "самодержицей всероссийской". Впоследствии в связи с постройкой нового собора эта старая церковь была сломана, и здесь после сноса еще нескольких зданий возникла обширная городская площадь.

Наследнику престола Павлу Петровичу во время его поездки по Европе в 1781-1782 годах чрезвычайно понравился собор Святого Петра в Риме, и он загорелся желанием построить в Петербурге похожее сооружение. Вступив на престол, император Павел в 1799 году назначил конкурс на разработку проекта нового собора. 14 ноября 1800 года был утвержден проект архитектора А. Н. Воронихина. 17 января император утвердил смету постройки: стоимость строительства была исчислена в 2 миллиона 843 тысячи 434 рубля серебром.

Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. Постройка его длилась целое десятилетие.

Воронихин подошел к поставленной перед ним задаче как мастер-градостроитель высокого класса. Ему предстояло учесть повеление императора Павла I, требовавшего, чтобы за образец Казанского собора был взят храм Святого Петра в Риме с его открытой колоннадой. Тем не менее, решение Воронихина не только совершенно самостоятельно и оригинально, но во многом противоположно решению римского храма.

При проектировании Казанского собора перед зодчим стояло немало трудностей. Одна из них состояла в том, что, по традиции, алтарь должен быть ориентирован на восток. Так как на Невский выходил северный фасад собора, то получалось, что главный вход против алтаря обращен не к проспекту, а к второстепенной городской улице. Архитектору предстояло сделать боковой фасад таким, чтобы при взгляде на него забывалось, что этот фасад не главный. Решение Воронихина оказалось исключительным по смелости и красоте. 1

Благодаря колоннаде храм воспринимается со стороны Невского проспекта как законченный ансамбль. Зодчий предполагал завершить постройку здания сооружением второй колоннады с южной его стороны. К сожалению, из-за финансовых затруднений этот замысел так и не был осуществлен.

Собор, стоящий на высоком гранитном цоколе, имеет в плане форму латинского креста. Центр его северного фасада отмечен многоколонным портиком, перекрытым фронтоном. Величественно выглядит и противоположный, южный, портик, кажущийся еще более внушительным из-за отсутствия здесь колоннады. Над всем этим сложным многофигурным сооружением легко возносится купол на высоком барабане, прорезанном окнами и декорированном пилястрами. Изяществом своего силуэта он заметно превосходит купола других зодчих.

Возводя собор, А. Н. Воронихин решился и еще на одно новшество. Наружные колонны, капители, антаблемент, барельефы и облицовка исполнены из пудостского камня Ч желтоватого известняка, добываемого вблизи Петербурга.

Во внешнем оформлении собора особую роль играет скульптура. На аттиках проездов, завершающих колоннаду храма, помещены барельефы: с восточной стороны Ч И. П. Мартоса лИстечение воды Моисеем в пустыне╗, а с западной Ч И. П. Прокофьева лВоздвижение медного змия╗. Над алтарной апсидой находится барельеф Ж.-Д. Рашетта лВход Господень в Иерусалим╗.

Огромные двери северного входа в собор (со стороны Невского проспекта) являются бронзовой копией лВрат рая╗ флорентийского Баптистерия, исполненных знаменитым итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти. В нишах по сторонам дверей стоят бронзовые скульптуры лСвятой Иоанн Креститель╗ И П. Мартоса, лСвятой Андрей Первозванный╗ И. П. Прокофьева (законченный В. И. Демут-Малиновским), лСвятой Владимир Равноапостольный╗ и лСвятой Александр Невский╗ С. С. Пименова. Суровые изваяния, отлитые мастером В. П. Екимовым, гармонично сочетаются с монументальной колоннадой. Столь же внушительны барельефы лБлаговещение╗, лПоклонение пастырей╗, лПоклонение волхвов╗, лБегство в Египет╗ Ф. Г. Гордеева, помещенные в северном портике. 2

Внутри Казанский собор легок, светел и напоминает скорее, дворцовый зал, чем собор. Три его нефа разделяются великолепными колоннадами из двух рядов колонн. Всего здесь 56 колонн, высеченных из розового финляндского гранита (который по своей плотности и цвету не уступает египетскому), и сегодня они создают основной эффект от внутреннего убранства собора и придают ему исключительную торжественность. Колонны изготовлены в начале XIX века мастером каменных дел Самсоном Сухановым. Бронзовые капители для них отливал литейщик Тарас Котов.

Четыре мощных пилона поддерживают стройный и легкий купол, состоящий из трех оболочек. Диаметр купола превышает 17 метров. В нем сделаны круглые окна, освещающие подкупольное пространство. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа в виде радиально расходящихся ребер. Это первый в мире металлический купол. В свое время высказывались сомнения в прочности этой конструкции, но проект Воронихина оказался безупречным как с художественной, так и с технической точки зрения.

Пол собора покрывает мраморная мозаика. В 1805-1806 годах для Казанского собора были отлиты из бронзы двери северного входа, воспроизводящие "Райские двери" баптистерия во Флоренции, работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей петербургская Академия Художеств приобрела в 1774 году, а отливку и чеканку дверей выполнил В. П. Екимов. Наличники дверей покрыты позолоченным лепным орнаментом. 3

 Центральный неф занимала грандиозная композиция лТайная Вечеря╗. Написанная художником С. А. Бессоновым, она помещалась на своде алтарной апсиды. Престол собора покрывала тонкая среброкованая одежда, украшали колонны из лазурита и сибирской яшмы. Напротив главного придела, с юго-западной стороны, находилось монументальное царское место, сделанное из олонецкого мрамора.

Иконостас вначале был сооружен по рисунку А. Н. Воронихина. В 1836 году его заменил новый, вычеканенный по проекту архитектора К. А. Тона из серебра, отбитого донскими казаками у французов в 1812 году. Изменилась лишь форма царских врат, к которым сверху был добавлен большой полукруг, закрывший полусвод апсиды с изображением лТайной Вечери╗. Вся эта стена чеканного серебра и серой яшмы дивно гармонировала с гранитом колонн, позолотой капителей и мрамором пола.

Большая часть икон иконостаса была написана лучшими живописцами первой половины XIX века. лБлаговещение╗ и Евангелистов на царских вратах исполнил В. Л. Боровиковский, лБогоматерь╗ Ч О. А. Кипренский, лАрхангела Михаила╗ Ч Г. И. Угрюмов. Налево от царских врат находился образ Казанской Божьей Матери Ч главной святыни собора. Пилоны собора украшали композиции В. К. Шебуева Ч лГригорий Богослов╗, лСвятой Василий Великий╗ и лСвятой Иоанн Златоуст╗. Все три были вставлены в великолепные гранитные рамы.

Позднее собрание икон храма пополнили запрестольные образа: лВзятие Богоматери на небо╗ работы К. П. Брюллова, лВведение во храм╗ П. В. Васина и лПокров Пресвятой Богородицы╗ Ф. А. Бруни. В украшении интерьера участвовали также лучшие скульпторы Петербурга. Из барельефов, исполненных ими, сохранились только два. Над южными вратами находится барельеф лНесение Креста╗ работы Ф. Ф. Щедрина и над северными Ч барельеф лВзятие Иисуса Христа воинами в Гефсиманском саду╗ Ж.-Д. Рашетта.

Напротив западного, главного, портика собора расположена небольшая полукруглая площадь, огражденная ажурной чугунной решеткой. Площадь была устроена Воронихиным в 1810Ч1812 годах в связи с предполагавшейся постройкой второй (южной) колоннады. На массивных гранитных пьедесталах, в которые упираются края решетки, собирались установить монолитные статуи Святых Апостолов Петра и Павла. К сожалению, этот замысел не был осуществлен. Однако решетка с благородным орнаментальным узором сохранилась. Все сооружение массивностью дорических колонн и пышностью чугунных звеньев как нельзя лучше соответствует стройной колоннаде собора.

С самого начала судьба Казанского собора оказалась тесно связанной с историческими событиями, всколыхнувшими Россию в начале XIX века. Под его сводами в августе 1812 года состоялся торжественный молебен, после которого фельдмаршал М. И. Кутузов отправился в действующую армию во время Отечественной войны. Под его же сводами в июне 1813 года нашло вечный покой тело полководца, скончавшегося в немецком городке Бунцлау после изгнания неприятеля из пределов России. Оно было погребено в склепе, устроенном в северном приделе храма. Собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны Ч знамен и штандартов, ключей от крепостей и городов, взятых русскими войсками. В результате он приобрел характер национального мемориальнного сооружения. Подобный характер храма был еще более усилен в 1837 году установкой перед боковыми порталами колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б. И. Орловского.

В 1929 году Казанский собор был закрыт. Спустя три года в здании разместился Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы были переданы Государственному Русскому музею. На месте остались лишь единицы.

В результате всевозможных переделок серьезно пострадал интерьер. Исчезло большинство сокровищ богатейшей ризницы. Был варварски уничтожен иконостас. Кощунственного вскрытия не избежала даже могила М. И. Кутузова. До сих пор собор не возвращен православной церкви. 4

1 http://www.100top.ru/encyclopedia/article/printable/?articled=12690

2 Павлов "Храмы СПб" с.116

3  http://www.100top.ru/encyclopedia/article/printable/?articled=12690

4 Павлов "Храмы СПб" с.117-122

 

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли

 

   Дополняют ансамбль Казанского собора два важных памятника, которые наряду с памятником Суворову никогда не снимались с постаментов, даже во время войн. Таким образом, наряду с сочетанием памятников Северной войны: Летнего дворца и Ништадтского мира, появляется еще одно мощное сочетание: трио памятников отечественной войны, Казанский собор и еще два памятника. Это памятники двум самым выдающимся полководцам отечественной войны. Кто из них важнее, каждый может оценить по - своему, но о памятниках Барклаю де Толли и Кутузову, стоит говорить не раздельно, так как они связаны многими идеями. 

Оба памятника были заложены в 1818 году по указу Александра I. Оба были созданы одним скульптором: Б. И. Орловским. Оба были открыты почти в одно и тоже время, но Барклаю де Толли немного раньше, и дата его открытия была гораздо важнее. 

Для создания памятников не нашлось достойных скульпторов в России, поэтому пришлось вызывать пенсионеров Академии Художеств, на последующем конкурсе победил Орловский.

  Он выполнил модель памятника в 1830-1832 годах. В 1836 году статую отлил в бронзе литейщик В. П. Якимов. Архитектурную часть работ выполнил В.П. Стасов. Восьмиметровый памятник был поставлен перед правым крылом колоннады собора. 29 декабря 1837 года состоялось торжественное открытие памятника в присутствии императора( одновременно рядом был открыт похожий памятник Барклаю де Толли). Кутузов был изображен в генеральском мундире с эполетами и орденами и в накинутом плаще. Левой рукой с фельдмаршальским жезлом он указывал вперед, правой опирался на обнаженную шпагу. У ног полководца лежало французское знамя с переломленным древком. Четырехметровая фигура стояла на простом постаменте красного полированного гранита. На его лицевой стороне находилась надпись: "Фельдмаршалу князю Кутузову - Смоленскому. 1812". высота памятника составляла 7,4 метра. Памятник благополучно сохранился.

 В сравнении с памятником Кутузову Барклай де Толли изображен измученным человеком.  Жезл фельдмаршала он держит в опущенной левой руке. На мужественном, суровом лице признаки печали, горечи.  Это новаторское для своего времени произведение. Орловский не только внешне правдиво изобразил  полководца, но дает ему верную историческую характеристику, достигая  также яркой психологической выразительности. 2  На лице полководца следы горьких дум. Орловский работал над памятником 5 лет с 1830 по 1835 год.  В 1836 отлит в бронзе Екимовым. Проект гранитных пьедесталов был разработан Стасовым. Открыт памятник чуть раньше, чем Кутузову: 25 декабря 1837 года, в день годовщины 15 лет с момента изгнания войск Наполеона из России. К сожалению, Орловский не дожил ни до одного открытия, умерев 16 декабря 1837 года, всего за 9 дней до открытия памятника Барклаю де Толли.

1 Сокол "Монументы империи" с.130

2 Лисаевич, Бетхер - Остренко "Скульптура Ленинграда" с.50

Назад

Hosted by uCoz